четверг, 3 июля 2014 г.

Легкоходный туризм - существует или нет? (перевод)

Любительский перевод статьи andrewskurka*.com/2012/is-lightweight-backpacking-label-dead/
Is the “lightweight backpacking” label dead, along with its UL, SUL, and XUL derivatives? I hope so: they are ineffective and off-putting, and need replacement.

*Andrew Skurka - легкоход, дальноход, проходил и проходит тысячемильные маршруты длительностью до 11 месяцев.


Действительно ли так важен вес вашего рюкзака и существует ли "легкоходный туризм"?


Недавние статьи о будущем легкоходного туризма, написанные Martin Rye, Dave Chenault, Mike Clelland, and Jaakko Heikka, побудили меня написать эту статью.

Когда я писал книгу The Ultimate Hiker’s Gear Guide весной-летом 2011 года,  я специально стремился не слишком часто использовать такие термины как  “легкоходный”, “ультралегкоходный”, “супер ультралайт”, “экстра ультралайт” (LW, UL, SUL, XUL) туризм, а себя - не называть “легкоходом”.

Прим. перевод.:
LW, UL, SUL, XUL - условно общепринятая (хотя и не слишком однозначная) классификация, обозначающая границы базового веса рюкзака, т.е. веса рюкзака без учета продуктов, воды и топлива, только снаряжение.
LW - lightweight - 15 фунтов. Если ваш базовый вес 6,8 кг или меньше - вы "легкоход".
UL - ultra lightweight - 10 фунтов. Меньше 4,5 кг? Поздравляю, вы "ультралегкоход" :)
SUL, XUL (super, extra ...) - 5 и 3 фунта, или 2,3 и 1,4 кг. Гуру или просто забыли палатку и спальник дома)))

Я также стараюсь не употреблять эти слова на своих выступлениях, семинарах и лекциях.

Почему? Все очень просто. Они не отражают сути, к тому же многие люди относятся ко всему “легкоходному” с предубеждением. Подробнее:

1. Меня определяет то, зачем и для чего я путешествую, а не насколько легкий у меня рюкзак

Все вышеуказанные обозначения “легкости” относятся к снаряжению и его производным, как будто вес снаряжения единственное, что имеет значение. Но это ошибка - снаряжение это средство, а не цель. Вы ведь не ходите в походы ради снаряжения?

Впервые я осознал всю необходимость легкоходного снаряжения, - и лишний вес обычного, - когда проходил Аппалачскую тропу в 2002 году. 
Но моя мотивация сбросить лишний балласт не была связана с целью преодолеть пороги весов LW, UL, SUL, XUL. Нет, моя мотивация была связана с тем, чтобы достичь цели - позволить себе совершать длительные и сложные путешествия. Исходя из цели и возникла необходимость пересмотреть свое снаряжение.

2. Достижение цели путешествия зависит от того, что у вас в голове, а не от того, что в рюкзаке


Опять же, ярлыки LW, UL, SUL, XUL концентрируют ваше внимание на снаряжении и материалах, хотя опыт и навыки играют гораздо большую роль в успешном или неудачном прохождении маршрута. Они особенно важны, когда вы идете с минимально необходимым снаряжением, которое сужает ваши возможности и цена ошибки возрастает.

Одни навыки и умения являются универсальными, например, умение ориентироваться, составлять раскладку, готовить пищу или пользоваться аптечкой. Другие более специфичны - например, как и где растянуть тент, как готовить на спиртовке, как ухаживать за ногами и т.п. Без этих навыков я бы не смог выйти на тропу, даже если бы у меня в рюкзаке было идеальное легкоходное снаряжение. Так почему же мы так много внимания уделяем снаряжению, хотя оно не играет такую уж большую роль на практике?

3. Когда облегчаешь снаряжение, нужно ли стремиться к максимально возможному облегчению?

В один прекрасный момент туристы, облегчающие свое снаряжение, вдруг понимают, что они начинают переходить грань разумности и начинают двигаться в сторону "глупого облегчения".  Где серьезной угрозе подвергаются принципы безопасности, комфорта и цели путешествия. В чем выражается неадекватное облегчение:
- не берется снаряжение, которое реально может быть необходимо в конкретных, планируемых, условиях похода, таких как регион, погодные условия, длительность, автономность
и/или
- берется снаряжение, неподходящее для конкретных условий - слишком легкое / непрочное / небезопасное / не универсальное / не комфортное и т.п.

4. Делить все снаряжение на “легкое” и “тяжелое” это ошибка

Туристы не должны делиться на “легоходов” и “тяжелоходов” исходя из веса их снаряжения, это неправильно. Вес должен зависеть (и зависит!) от целей и условий похода.
Некоторые любят полную автономность, дикие условия и удаленность от цивилизации, другие предпочитают жить в базовом лагере, делая радиальные вылазки, либо же путешествовать от жилья к жилью. Большинство туристов находится где-то посередине между этими двумя крайними категориями.
Каждый турист должен обладать теми навыками и снаряжением, которые ему необходимы для местных условий и тех ситуаций, с которыми он может столкнуться.
 
Пешие туристы должны собирать свой рюкзак так, чтобы получать удовольствие от похода, а не страдать от ветра под тентом или мерзнуть в легком квилте.
Любителям кемпингов вообще не о чем беспокоиться, им не надо далеко тащить свое снаряжение. Надо помнить, что на длительные маршруты не стоит брать палатку и кухню, предназначенную для кемпинга, и наоборот, нет смысла использовать легкое, но ограничивающее ваш комфорт снаряжение, если его не надо носить многие километры.

5. Легкоходство пугает неопытных туристов и новичков

Туристы кладут в рюкзак свои страхи. Если они боятся голода, они берут больше еды. Боятся замерзнуть - кладут больше теплых вещей. Если боятся застрять где-нибудь на вершине 3000-4000 метров и попасть в метель, берут тяжелую, но надежную, палатку, даже если на дворе лето и вероятность такой ситуации стремится к нулю.

Таким туристам не хватает опыта или навыков, чтобы перекрыть все эти “что если”,  “а вдруг”  или “на всякий случай”. Поэтому, как правило, они сразу отрицают легкое снаряжение как “не защищающее”, “не безопасное”, “ненадежное” и т.п.

6. “Легкое” продается лучше, или Маркетинговый трюк

описание Osprey Xena
Почти все современное снаряжение в настоящее время рекламируется как “легкое” или “сверхлегкое”. Этот ярлык так часто используют в рекламе снаряжения, что мне это напоминает историю с термином “дышащий” - этим словом злоупотребляют все маркетологи, которые не могут придумать ничего лучше. В обоих случаях потребители проигрывают - производители и продавцы не в состоянии четко описать и объяснить те или иные нюансы, помочь покупателю подобрать оптимальное снаряжение для требуемых условий.
В долгосрочной перспективе это плохо как для производителей, так и для туристов.

1 комментарий :

hyper

/