понедельник, 6 мая 2013 г.

река Граничная-Шлина, Тверская область, сплав, отчет

Небольшой отчет по 5-дневному сплаву на пяти байдарках и одном катамаране по маршруту оз. Каменное - р. Каменка - оз. Тихмень - р. Граничная - р. Шлина.

Старт - ст. Горовастица, финиш - пос. Красномайский, Вышний Волочек.
Экипажи - 5 байдарок, 1 катамаран.
1 - 5 мая 2013 года. Протяженность маршрута - я бы оценила как 120-130 км (много меандров, разливы, и т.п.)

В этом походе мы впервые спустили наш самодельный катамаран на воду :)

1. Про маршрут и т.п. - под катом
2. Про снарягу - под катом
3. Про раскладку (для групп) - напишу отдельно
4. Про кат - напишу отдельно
Поехали!...

День Первый.
Этот маршрут отличается очень удобной заброской и выброской. Мы выезжали электричкой из Твери в 5 утра, в 8 утра были в Бологое, оттуда электричка до ст. Горовастица, и в 10:30 мы выгрузились из "поездоэлектрички" (такая забавная электричка с 2 вагонами - сидячим и плацкартным). Около 2 км тащились до озера Каменное. Там сделали стапель. Кроме нас, с этого же места стартовали питерцы, приехавшие на поезде двумя часами раньше.
Стапелились долго, около 4 часов вечера только вышли на воду. Как назло - сильный встречный ветер (а мы на катамаране!). Поборолись-поборолись, да и решили подцепиться к Тайменю. Так пошло значительно веселее.
До вечера прошли речку Каменка, вышли в озеро Тихмень. Каменка тихая спокойная речка, завалов почти нет (только 1 или 2 раза обносили), сильно затопленный лес. Красиво.
Дошли почти до конца озера, встали на первую ночевку на неплохой стоянке со столом.
Пока шли по речке, один из наших товарисчей немного побраконьерил и вытащил из поставленной на реке сетки двух щук примерно по 1,5 кг. На ужин были щуки и макароны с тушенкой. И еще салат.
Думаю, в сон все рухнули с удовольствием, потому что подъем был в 4 часа утра...
Прошли порядка 15 км.
День Второй.
Жесткого времени подъема не было, но проснулись все примерно в 9 утра. Было очень холодно ночью. Когда я смотрела прогноз, то температуру ночью обещали +6 градусов. И я без тени сомнения взяла свой самодельный спальник, у которого 0 - это экстремальный комфорт. И первой ночью очень удивлялась тому, что замерзаю в типа "+6". Утром ребята мне сказали, что в мисках был лед..... Надо сказать, что следующие 2 ночи мы с Лешей (и не только мы) сильно мерзли, и с трудом дожидались 7 утра, чтобы вылезти погреться к костру, который разводили дежурные.
Вышли на воду... Не знаю, во сколько, думаю, что в районе 12-13 дня. Граничная начинается сильными разливами и меандрами. Несколько раз встречали рыбаков, один раз - охотников с собакой на моторной лодке, слышали выстрелы.
Погода все время была солнечная с небольшой облачностью, довольно прохладная, дул холодный ветер.
В середине дня сделали "сухой перекус", т.е. без костра. В термоса с утра был залит чай. Были колбаса, сыр, хлеб, шоколад и сухофрукты с орехами. Никто не голодал :-)
На ночевку встали вроде бы где-то между Старым и Новым Козьяново.
Прошли порядка 20-23 км.
День Третий.
Снова эти холодные ночи. Сегодня я очень замерзла и, как результат, почти не выспалась. Вчера решили, что чтобы успеть дойти до Красномайского вовремя, надо пораньше выходить. Дежурные теперь встают в 7 утра, остальные в 8 утра. Завтрак - каша, бутерброды, печеньки.
Выходим около 10:30.
В деревне Кузнечково первый магазин. Закупаемся алкоголем, чесноком, лимонами. Народ купил себе парного молока (50 рублей литр).
На реке становится больше деревень, а значит - мостов. Какие-то нужно обносить, под какими-то можно пройти. На одном из таких мостов первый, и единственный, киль - матроса на Щуке кильнуло, капитан удержался :) Вот такие они - Щуки :) Все норм, продолжаем сплав.
Дальше по реке был очень большой порог на остатках то ли моста, то ли платины, аж с двумя бочками :) Его пошли только катамаран (2 раза :)) и один Таймень, остальные обнесли. Координаты "порога" - n 57 30.051 e 33 40.691.
Проходим большое село Рождество. Очень большое. В нем же, на берегу, делаем перекус. Снова покупаем молоко.
Сегодня надо пройти как можно больше, чтобы успеть закончить маршрут по плану. Река сильно меандрирует. Течение - около 7 км/час.
Ура - выходим в Шлину! Шлина - красивая. Сосны по берегам. Много мест для стоянок. Некоторые из них даже оборудованные. Встаем на одну из таких, на левом берегу. Перед нами (выше по течению) на реке стоят еще две или три группы - москвичей и питерцев.
Вечером, как обычно, вкусный ужин, жаркий костер, гитара, песни... я кладу коврик рядом с живительным источником тепла... и довольно быстро засыпаю. Хоть у костра можно согреться :)
Ночевка на левом берегу чуть ниже Комсомольского (там много места, где можно встать).
Координаты ночевки:  n 57 39.517 e 33 55.315
День Четвертый.
Прогнозы погоды намекали, что с 4-5 мая погода ухудшится, будут облака, возможны осадки. Но все пока идет хорошо :) Утром светит солнышко. Потом его закрыла дымка. Все возрадовались, потому что успели изрядным образом обгореть за прошедшие дни.
Шлина замечательная речка, но у нее случаются разливы :) По сравнению с меандрами на Шлине, меандры на Граничной - это тьфу :) Поэтому весь день развлекали себя срезанием углов с  проплывами-протаскиваниями (как повезет), а также ориентированием на разливах. Под вечер случился казус - потерялись две лодки. Шли мы примерно одной толпой, но бывало, что кто-то срезал, а кто-то шел по основному руслу. В один прекрасный момент мы - две байдарки (я к тому времени пересела с катамарана на байдарку для разнообразия), оказались на таком "перекрестке", в то время как остальные четыре судна были где-то далеко позади. По воле случая, у меня и батарейки в гпс сели (а он хорошо показывал основное русло). В итоге, свернули не туда. Забурились в какие-то лабиринты из зарослей ивы, осины. Как мы там на руках протискивались между ивовыми ветками это отдельная история. Выйдя из кустов на более-менее гладкую воду, я решительно сказала "назад" (к тому времени батарейки на минуту очнулись, и гпс показал, что мы находимся в замкнутой петле). Вторая байдарка не захотела грести назад, а продолжила путь по кустам бобриными тропами. Мы вернулись в основное русло, и, немного проплыв, встретили поджидающих нас катамаран и байду. Чуть позже подгребла Щука (они тоже решили срезать :)). Две байдарки пропали. Последняя информация о них была такая - продирались вместе со всеми, свернули, и нету. Подождали. Думали, что могло случится. Решили проплыть еще вниз, может быть, они ниже вышли. Подождали. Покричали. В общем, на все это дело потратили около часа времени. Пошли дальше вниз. Докричались до группы питерцев на берегу (они уже встали на стоянку, а солнце почти закатилось за горизонт). Они сказали, что наши проплыли и ждут нас чуть ниже на противоположном берегу. В общем, все закончилось хорошо. Оказалось, что этим двум байдам удалось довольно быстро и безболезненно прошкрябаться через заросли, они срезали сразу довольно большую петлю и долго нас ждали.
Закат был красивый в этот вечер.
Координаты ночевки n 57 38.473 e 34 18.207
День Пятый.
Ночь была довольно теплой, по сравнению с предыдущими. В этот раз мы присоседились в одну из палаток-троек, и спали там вчетвером.
Утром посмотрели карту, оказывается, что идти-то осталось совсем недалеко. Часа три. Солнце светит, красота! Пригревает совсем по-летнему. Все разделись до футболок. Гребем неспеша, никуда не торопимся.
Около 13 часов были уже на мосту в Красномайском. Разбираемся, едим, пьем :) Наша электричка в 6 часов. Вызвонили небольшой микрик, чтобы нас забрал. Все 12 человек в него не поместились. Загрузили вещи + еще 5 человек, а остальные поехали на местном автобусе, а двое даже побежали бегом :) Спортсмены! :) При вьезде в Волочек, как обычно, пробки из фур. Мы-то проскочили, но переживали, успеет ли народ на автобусе добраться до вокзала ко времени электрички. Все успели.
Загрузились в электричку. Дома были в 9 вечера.

Резюмирую по речкам: речки хорошие. Течение было 6-7 км/ч. Разливы прикольные, но задалбывают =) Шлина понравилась больше, чем Граничная - много песчаных берегов, сосен, красиво в общем. На Граничной после деревни Рождество жуткий срач по берегам в течении, наверно 3-4 км - бутылки, детские тапочки, ведра... Достаточно много оборудованных стоянок (на Шлине) со столом, лавками и т.п., да и просто стоянок. Загрязненность умеренная.

Про снарягу. В этом походе я обнаружила один существенный минус легкоходства :))) - совершенно нечего класть под голову!!! :) Все такое тонкое, и всего так мало....
Ладно, по порядку.
Температуры - заморозки ночью, днем холодный ветер, солнце, температура по ощущениям градусов 17-18, может и меньше? Только в последний день было жарко, что все мы ходили в футболках.
Из одежды на мне было - тельняшка/термобелье, кофта полартек 100, легкий анорак Бриз (Сплав, свежекупленная и впервые одетая в этом походе), на ногах обычные ходовые штаны + самосбросы. Из обуви неопреновые носки + сапоги эва (все-таки холодно было). На голове - полоска флисовая. Никогда не носила полоски, а тут вдруг решила попробовать. Оказалось классная вещь, не холоднее шапки.
Из запасного - футболка, фуфайка термал грид, штаны полартек 100 (для сна), носки шерстяные (для сна), пара запасных носков, кроссовки, легкая пуховка, куртка дождезащитная, перчатки легкие флис (не понадобились), напульсники (один раз исползовала, а вообще не понадобились), шапка тонкая флисовая, бандана.
Из бивачно-спальной системы была наша пирамидка, к ней взяли футпринт (нашли в сарае кусок тарпаулина). Спальник - самодельный 200 прималофт, коврик - эва тонкий 7 мм.
Был gps garmin etrex 20 с двумя комплектами батареек. Одного комплекта хватило бы на все пять дней (если включать иногда), но я что-то ступила и полдня навигатор не выключала. В итоге в конце четвертого дня первый комплект батареек сел.
Рюкзак - любимая переноска. Супер-удобная, еще раз убедилась в этом. В переноске - большая 60-литровая герма из тезы с вещами и продуктами. Снаружи навесила две каски. Общий вес, конечно, не знаю :)  Предполагаю, что килограмм 15.
Вообще, все наше снаряжение спокойно уместилось в два наших рюкзака - 60-литровую герму + лешкина Татонка Кимберли 80.

По пунктам.
- Пуховка отрабатывает себя отлично, это гораздо лучше, чем таскать толстые флисы! Она у меня походная, я с ней особо не церемонюсь. Получила маленькую дырочку от искры на рукаве, заклеила серебристым скотчем.
- Сверхлегкий анорак Breeze Сплав. Покупать не планировала, только заказала по сам-бери своего размера серого цвета (хотела - зеленого), но при примерке решила, что серый тоже красиво смотрится, купила. Понравилось. Удобно. Очень легкая. Очень компактная. Пару раз на реке проезжали прямо через ветки, кусты. Выдержала без проблем. Все классно. Условно дышит. Спина удлиненная.
- Сапоги Эва. Сидела на кате - сапоги подозрительно гнулись. Думала, порвутся или еще что на сгибах. Но вроде норм. Живы.

- Каски. Вообще каски обязательный элемент водного снаряжения. Но изначально я не хотела их брать, типа, да ну, спокойная речка, зачем они. Но буквально в последний момент все же прицепила к рюкзаку. Не пожалела. Пару раз получила веслом по голове :)) (не специально). Ну и ветки всякие тоже хлестали. На паводковые реки каска обязательна без разговоров.

- Спальник. Уже писала. Очень холодно. Температура была меньше прогнозируемой. Очень холодные коврики ЭВА. Опять взяла и не угадала :((
- Палатка пирамида наша. Было отлично. Ставили на весло без проблем, причем весло ставилось под углом, практически вдоль грани, и внутри была куча пространства на двух человек с барахлом. На дно стелили пол из тарпаулина.  Конденсат был какой-то, но терпимо - как у всех. Мы не особо заморачивались, окошки были полузакрыты. В предпоследнюю ночь наблюдала небольшие лужицы на тарпаулине по углам палатки :) Вообще, в весенний период ходить без внутрянки - зло! Клещи не дремлют! У нас одного успели покусать.

Чего не хватало по снаряге:
- Солнцезащитный крем! должен быть обязательно! во всех весенних и вообще водных походах с солнцем! (да и при пасмурности можно обгореть).
- В аптечку надо бы положить спасодеяло.