понедельник, 4 февраля 2013 г.

Лыжный-лыжный ПВД на болотах (Тверская область)

Добавила чуток фоток (под катом)

Неплохо так задолбались на выходных! =)
А все ведь рядом с городом.
Маршрут: д. Сутоки - д. Заречье - оз. Щучье - пос. Восток.
35 км за 2 дня (2-3 февраля 2013 г)
Уже были в этих краях пару недель назад. Но тогда мы были на юго-востоке от оз. Великое, а теперь - на северо-западе.
И шли мы на на запад - на Восток! :) Или на Восток - на запад...

Разные подробности - как всегда - под катом.

Автобус с автовокзала отходил в 7:55. Чуть больше часа - мы на месте.
В д. Сутоки большой для деревни храм. Местный священник открыл его для нас, чтобы мы могли посмотреть. Красивый.
Потом двинули по деревне к зимнику. На самом краю деревни - скопление автомобилей, это снегоходчики и рыболовы. Пока одевали лыжи, немного поболтали с ними. Попросили их нас сфоткать, получилась хорошая групповая фотография :)
Погода приятная, ветра особо нет, температура чуть ниже нуля. Правда, небо в тучах.
До д. Заречье пилили по снегоходке. Мне тяжело - лыжи постоянно норовят разъехаться в разные стороны, и мучает прострел. От прострела я запаслась мазями, и обильно наношу их на лыжи (как всегда - потом об этом пожалею).
В 13:00 остановились на быстрый перекус - по чашке чая с бутербродом. В деревне были около 2 часов дня или больше. Там нашли домик на берегу озера, спрятались за ним от ветра и сделали обед - чай, бутеры, сладости. Обсудили, как пойдем дальше. Под конец обеда появился местный житель (видимо, мы ему подозрительными показались, сидим на чужой скамейке у чужого дома), поговорили немного.
Дальше двинули на юго-запад по азимуту, намереваясь достичь северного берега оз. Щучье. По плану-минимум хотели сделать ночевку у этого озера, по плану-максимум  - дойти до следующего небольшого озерца.
Пройдя оз. Глубокое, вошли наконец-то в зону "леса" - мелких сосенок. Красивые места. Иногда сосенок становилось много, и было сложно маневрировать и держать азимут.
Часов с 5 вечера стали высматривать место под ночевку, желательно с большим количеством сушняка. Нашли. Собственно, выполнили план-минимум. Ночевка была на берегу Щучьего, в "лесочке".
Встали в 6 часов. Ребята занялись заготовкой дров и установкой палатки, я занималась костром и ужином.
Накипятили много воды, залили все наши термосы (у нас было 3 литровых, но 1 оставался с утра полный), и неоднократно их доливали, по мере распития чая у костра :)
На ужин - макароновый суп с тушенкой и кружкой магги =) Суп - потому что я не купила в магазине овсянку на завтрак, и пачку макарон поделили - одну половину едим вечером с мясом, вторую - утром с сыром. Сыр, благо, был в запасе :) А магги - потому что, не найдя овсянки, от отчаяния купила 4 "кружки магги".
Напившись чаю, полезли в палатку. Палатка - шатровая зима. И даже с печкой (неразборной!!!), которую мужественно тащил Серега в своем 120 литровом рюкзаке :) Дрова на печку, естественно, заготовили, чтобы хватило на ночь и следующее утро. Серега - добрая душа - сказал, что возьмет групповой спальник, поэтому нам спальники брать не надо. Но я на всякий случай взяла свое летнее прималофтовое одеяло. И не прогадала! Серегин спальник по толщине - что мое одеяло. Хорошо хоть спали втроем, но все равно подмерзли. Я сначала легка с краю, но околела, и переползла в центр =)  Ночью было неожиданно холодно, не смотря на завтрашний прогноз +1. Опытный Серега сказал, что было около -10 градусов. Звезды на улице так и сверкали!.. Печка не справлялась, и практически не давала тепла. Хотя за ней никто особо не следил...
Ранним утром (часа эдак в 4) проснулся Леша и тихо сказал, что у него замерзли ноги. Тут же откликнулся Серега и сказал, что у него тоже замерзли, и он пойдет искать чуни. Ну, и заодно затопит потухшую печку. Потом проснулся дежурный Леха (второй) и сказал, раз все встали и собираются топить печку, то он тоже встает и начинает дежурить. Мы были против, но уговоры не помогли. Я тайно надеялась, что снег они будут топить еще часик, и удастся поспать, но они как-то быстро управились, и вскоре макароны с сыром и кружкой магги были готовы, пришлось вылезать из спальника. Благо, к тому времени печку натопили до красноты, и было очень тепло.
Собрались, вышли еще по темноте. Кажется, было часов 7 утра. Тропежка, тропежка. Ребята утверждали, что скорость была 0,5 км в час. Длинные переходы по озерам. Где-то южнее, судя по карте, есть зимник, идем в его сторону, подрезая острым углом.
Со второй половины дня стало значительно теплее. Пошел мокрый снег и мы начали ловить жесткий подлип. К тому же вышли из сосенок и вошли в торфоразработки с ивняком и каналами. Неприятно, в общем. Особо нигде не задерживались, но и не спешили, т.к. автобус был нескоро.
Ура, видим снегоходку! Проходим совсем немного, около километра, и вот, наконец, узкоколейка. У оз. Оршинское снимаем лыжи, идти на них невозможно. Я продержалась дольше всех, но все равно сдалась =) Говорят, скорость пешком была аж 6 км/ч, но и здесь я тоже не верю :) Когда снимали лыжи, было 2 часа дня. По пути был "колбасный жор" - допивали чай, доедали все оставшиеся продуктовые запасы, колбасы оставалось неприличное количество :))
В поселке мы оказались в 5 часов, все мокрые от снега. Хотя, нет, не все. У меня промок только левый рукав куртки - потому что ветер со снегом дул слева, и немного ноги под штанами самосбросами.
В магазине купили воды и печенек, мерзли полтора часа на остановке в ожидании автобуса (в 18:30). В Твери были около 8 вечера.

Нудные технические подробности.

По питанию:
На ужин - полпачки макарон 400 гр Макфа Экспресс 32 рубля варятся 2 минуты (реально), 2 банки тушенки "Русский изыск" (хорошая! стоит 80 рублей), банка зеленого горошка (забыли про нее, съели на следующий день), кетчуп (тож забыли, но не съели).
На завтрак - планировалась овсянка быстрого приготовления по 2 пакетика на человека, но овсянки в магазине не нашла, с отчаяния купила 4 "кружки магги". Две из них добавляли в макароны на ужин, две ушли в макароны на завтрак. Прикольная штука! Надо брать в следующий раз. Добавляет вкусовых ощущений.
К вечернему и утреннему чаю - печеньки, 2 пачки - Любятово "Мария" и "Земляничное".
На перекусы - 2 буханки черного хлеба, 3 куска ветчины-колбасы (каждый где-то по 300 гр весом), 1 кусок сыра (тож где-то 300 грамм), конфеты всякие общий вес тож где-то 300 грамм, 2 шоколадки, чернослив где-то 300 грамм.
Бюджет 1200 рублей.
Резюмирую:
- макароны Макфа Экспресс - отличная штука! калорийность на уровне обычных, а варятся быстро (можно даже вообще не варить). Отличная альтернатива всяким доширакам.
- кружка магги - отличная вкусовая добавка в любые блюда. Со вкусом шампиньонов, гороха и копченостей, сыра - на выбор :)

По снаряжению:
В пятницу сшила себе напульсники из остатков флиса. Это обычные прямоугольники, сшитые между собой по боковым швам, с оставленной дыркой для большого пальца. Это Мегавещь! Обязательна в любом зимнем походе! Очень хорошо утепляет руки, не дает мерзнуть запястью (а это оч неприятно, когда задувает холод между перчаткой и курткой, особенно если часто снимать перчатки/варежки, а их приходится снимать часто).
Также успела сшить по-быстрому чехол для лыж. Удобно, особенно в транспорте.
На четверых у нас было три литровых термоса. На ходовой день в принципе этого достаточно. Хотя, в идеале, хорошо бы иметь по литру на человека... А вообще пришла к мысли, что надо иметь индивидуальную бутылочку с водой. Чтобы пить, когда хочется пить, а не когда привал.
Для костра крайне желательно иметь растопку - плексиглас или сухую бересту. Без нее костер будешь долго разводить сырыми зимними дровами...
Наконец, заценила смысл верхонок из оксфорда - когда руками выгребала снег, делая костровое место. Перчатки и варежки от этого мокнут моментально. А верхонки защищают от намокания, оч удобно. Я раньше почему-то думала, что их надо на маршруте использовать, а вот выяснилось, что это такая бивачная штука.

Печка в палатке - крутая штука. Хорошо, что можно готовить пищу, не вылезая на улицу :) Один минус - неразборная, и занимает кучу места. Ее таскал Серега, он привыкший :)
Появилась в голове идея сделать разборную печку из дешевых разборных мангалов из супермаркета. Но надо думать надо конструкцией трубы, потому что она дает объем.

По спальнику - как я уже писала, укрывались мы "конденсатником" (мы его так зовем) - летний спальник-одеяло из прималофта 100 гр/м2, а лежали в групповом тоненьком спальнике втроем. Как потом рассказал Серега, это была только лишь половина зимнего группового спальника, но он решил, что втроем там будет тепло, гыгыгы)) В общем, нам в общем и целом было хорошо, только вылезающие из-под прималофтого одеяла конечности - мерзли. Хотя я спала в теплых флисовых штанах, термобелье и пуховой жилетке :) И носки шерстяные, конечно.

По рюкзаку - я немного поэкспериментировала с расположением лямок и пояса, и в результате в первый день очень болели руки и плечи. Что и как экспериментировала - пишу отдельным постом, дублировать не буду.
Вечером, у костра, вернула все в зад, то бишь перешила, и стало хорошо.