пятница, 1 февраля 2013 г.

Девять навыков легкохода, которые позволят вам ходить с легким снаряжением (ПЕРЕВОД)


Любительский перевод статьи с сайта известного легкохода andrewskurka.com

Однажды моя сестра со своим приятелем решили сходить в небольшой поход на выходные. Она, должно быть, посчитала, что легкоходные навыки заложены в генах, так что взяла кое-что из моего легкого снаряжения, пока я отсутствовал.

О, да, после этих выходных ей было, что рассказать - например, о том, как она с парнем пытались не промокнуть под моим тентом во время проливного дождя, забыв взять трекинговые палки, оттяжки и колышки.
Они взяли тент, не подумав о том, что его надо уметь устанавливать, что для этого нужны определенные навыки.

В этой статье я хотел бы описать девять навыков легкохода, которые помогут вам сделать свой рюкзак более легким.

Первое, и самое важное. Четко поймите свои потребности!

Легкоходу нужно точно понимать, куда он идет и с чем может столкнуться - дневные и ночные температуры, рельеф, количество осадков, длина светового дня, дикие животные, сезон (лето, весна и т.п.), количество и качество доступной воды, степень отдаленности жилья и т.д. и т.д. и т.д.!

Мое прим. - конкретные примеры: в Крыму большие проблемы с водой, поэтому нужно постоянно носить ее запас и грамотно планировать маршрут; в тундре на севере часто осадки и сильные ветра, поэтому нужно подумать о хорошей ветро- и дождезащите; в Карелии в июне-июле может быть нереальное количество гнуса (необходима защита!), тогда как к августу их количество уменьшается; ручей, который летом можно перешагнуть, в весенний паводок может сильно разлиться и придется организовывать брод (т.е., брать с собой веревки и быть готовым), и т.п.

Чем больше подробностей вы знаете, тем лучше сможете подготовить свое снаряжение и взять то, что вам действительно будет необходимо, не взяв при этом лишнего снаряжения.

Не слишком опытные туристы несут более тяжелый рюкзак, в основном, потому что они не могут предусмотреть те ситуации, с которыми им придется столкнуться, и собирают вещи по принципу “а вдруг” или “а что, если”. Они кладут в рюкзак свои страхи.

Второе. Выбирайте хорошее место для разбивки лагеря

Я избегаю популярных мест установки лагеря. Вместо этого я ищу новые места, которые:
  • имеют мягкую подстилку из мха, листьев, сосновых иголок и т.п.
  • не слишком близко к воде, т.к. там часто воздух холоднее, а насекомых больше.
  • подальше от троп животных (кусты черники и других ягод, звериные следы, примятая трава).
Выбирая место по этим принципам, я могу сэкономить на коврике (взять более тонкий), взять более легкий (менее теплый) спальник, не брать ящика для защиты пищи от медведей.

Третье. Берите меньше еды

Как любитель длинных интенсивных путешествий с хорошим аппетитом, я люблю подходить к “обычным” туристам, которые всегда рады поделиться со мной своей лишней едой :) Но так делать не надо :)))

Я рекомендую 3000 ккал в день на человека. Это составит примерно 670 грамм еды при средней калорийности 415 ккал/100 грамм (мое прим.). Некоторым нужно чуть больше, некоторым чуть меньше, но попробуйте начать именно с этой цифры.

Чтобы минимизировать эти 3000 ккал, ешьте более жирную пищу (шоколад, орехи, арахисовое масло, сыр, печенье, картофельные чипы (и сало! - мое прим.), т.к. жир более калориен, чем углеводы и белки, примерно в 2,4 раза.

Четвертое. Минимизируйте вес носимой воды

В засушливых районах вода может быть на вес золота. К сожалению, они почти такая же тяжелая. Так не носите больше того, сколько вам нужно. А сколько вам нужно?
  • определите расстояние до следующей воды (родника) и время, которое необходимо, чтобы преодолеть это расстояние
  • вспомните, какое количество воды вам было необходимо, чтобы преодолевать аналогичные расстояния
Например, если мне потребуется время 3 часа на преодоление 9 км, и я пью литр каждые два часа, то мне нужно иметь запас в 1,5 литра воды.

Пятое. Держите пуховые вещи сухими, и точно знайте, когда их использовать лучше всего.

Вообще я предпочитаю гусиный пух вместо синтетических утеплителей - он более теплый, лучше сжимается, и дольше служит. Хотя синтетика ни разу не “теплая, когда влажная”, как иногда убеждает нас реклама (никакое снаряжение не греет, когда оно влажное!), негативное влияние влажности на пухе отражается сильнее.

Пуховые вещи легко защитить от дождя или при переправах в брод, используя гермомешки - защитить пух от влажного воздуха сложнее. Можно использовать тенты вместо “влажных” палаток, т.к. под ними есть движение воздуха и вентиляция, сушить вещи у костра, на солнце или на ветру. Но, если район, где вы путешествуете, сам по себе дождливый и влажный (например, тундра, север), то лучше использовать вещи с синтетическим утеплителем.

Шестое. Используйте карту и компас вместо GPS

Люди очень удивляются, когда узнают, что я иду без GPS-навигатора, и использую обычные бумажные карты и компас за 12 долларов. Я аналогично потрясен, что окружающие постоянно используют GPS.  Навигатор может точно указать, где я, но я могу сделать тоже самое, используя карту и компас. Навигатор может показать расстояние до следующей точки, но я тоже могу это сделать! Но более важно то, что с картой гораздо удобнее планировать маршрут, избегая лишних спусков-подъемов, каньонов и т.п.

Седьмое. Пользуйтесь спиртовыми горелками

Моя спиртовка весит всего 10 грамм. В ней нечему ломаться, она никогда не засорится, а если она погнется, ее легко выправить обратно. И стоит она 1,5 доллара.
Спиртовка лучший выбор для 1-2 легкоходов. Но с большими группами или зимой она не так хорошо работает.
Чтобы использовать спиртовку эффективно, вам потребуется ветроэкран (например, из фольги), а также широкие и низкие котлы, вместо узких и высоких.

Восьмое. Адекватно оценивайте свои навыки в оказании первой медицинской помощи

Есть два вида ситуаций, в которых требуется медицинская помощь:
  • поддающиеся лечению, такие как мозоли на ногах, ссадины, порезы, головные боли, диарея и т.п.
  • и не поддающиеся - сломанные кости, серьезные раны, сильные отравления, проблемы с сердцем и т.п.
В моей аптечке только то, что помогает мне в первом случае. Я несу ибупрофен, лоперамид, лейкопластыри и т.п.

В очень маловероятном случае, если произойдет что-то из второго пункта, я стараюсь обходится тем, что уже имею (ножик, веревочки, пенка, доп. одежда и т.п.), и делаю запрос о помощи, используя спутниковый телефон или SPOT (спутниковый треккер - мое прим.).
Даже если бы я нес 25 килограмм медицинского оборудования и был бы сертифицированным медиком, я бы не смог решить проблемы второго пункта в долгосрочной перспективе, и все равно нуждался бы в помощи и эвакуации с маршрута!

Девятое. Тенты!

Я люблю тенты - они легкие, универсальные, и не собирают конденсат.  Я использую тенты круглый год, даже во время прошлогодней Аляско-Юконской экспедиции, когда я был от Полярного круга в 30 километрах.

У тентов есть два главных недостатка:
  • они не дают полной защиты
  • не каждый сможет установить и растянуть его правильно
Для защиты от воды и насекомых, вместе с тентом я использую подстилку (пол), бивачный мешок (мешок из непромокаемой дышащей ткани - обычно из тайвека, одеваемый на спальник - мое прим.), или сетку от насекомых - таким образом, получается универсальная модульная система.

Чтобы совершенствовать свои навыки в установке тента, до похода я практикуюсь на заднем дворе, использую два простых узла - булинь и trucker’s hitch (?) и перетягиваю тент 2-3 раза для того, чтобы получить идеальное натяжение.

2 комментария :

  1. trucker’s hitch
    это скорее всего что-то вроде этого узла: http://www.youtube.com/watch?v=kBFVp2i6DyE
    их много разных вариаций, но смысл тот же - ползающий схват, который позволят быстро менять длину петли из веревки

    ОтветитьУдалить
  2. Я еще добавил бы десятый "навык" - сбросить вес своего тела хотя бы на 1-3 кг - значительное облегчение!!!!

    ОтветитьУдалить

hyper

/